Учебно-методические комплексы образовательных программ в начальной школе
На ступени начального общего образования должно быть осуществлено «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».– М., 2009, с. 5.
Совершенствование и обновление содержания начального образования предусматривает появление альтернативных учебно-методических комплектов, т.к. вариативность образования остаётся одним из необходимых условий перехода на новый Федеральный государственный стандарт.
Целостные модели начального обучения, обеспеченные комплектами программ и учебников по всем предметам с первого по четвёртый класс, позволяют учителю выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответствующую ввзможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного учреждения. Каждый учебно-методический комплект (УМК) имеет свою концепцию. Содержание обучения учебных дисциплин, методический аппарат, средства ориентировки для учителей и учеников в пособиях выстраиваются в чётком соответствии с концептуальными положениями и особенностями УМК.
Педагоги начальной школы выбрали для работы УМК, соответствующие новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, направленные на формирование челостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В 2013-2014 учебном году первые классы занимаются по развивающей программе на основе УМК «Перспективная начальная школа».
УМК » Начальная школа XXI века»
(научный руководитель -Н.В. Виноградова).
В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняются место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное знание. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это достигается применением в методике обучения «скрытых» образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса, как воображение, поэтому в учебно-методическом комплекте впервые разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит, воображение и творчество ученика.
УМК «Перспективная начальная школа»
(научный руководитель -Н.А. Чуракова).
Концепция учебно-методического комплекта основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться в начальной школе, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста адресата учебников делает процесс обучения успешным. Авторы комплекта ориентируются на то, что опыт ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. Опыт ребенка — это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой и разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом. Сюжетные линии учебных пособий, в отличие от других УМК, не носят ярко выраженный урбанистический характер. Еще одна особенность УМК состоит в том, что все учебники комплекта предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента.